НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ П.Л.ШУПИКА

ИНСТИТУТ СТОМАТОЛОГИИ

КАФЕДРА ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Мостовидный протез

Мостовидный протез - несъемный протез, применяемый для замещения включенных дефектов зубных рядов. В основу конструкции протеза положен принцип сооружения опоры, пролетов моста. В каждом мостовидном протезе различают опорные элементы и промежуточную часть (тело протеза). Опорными элементами в мостовидных протезах являются полные штампованные и литые коронки с облицовкой из пластмассы или фарфора, полукоронки, штифтовые коронки, вкладки. Выбор того или иного вида опорного цемента зависит от конкретных клинических условий. Промежуточная часть (тело) мостовидного протеза может быть цельнометаллической или комбинированной (ложе из металла и пластмассовые, фарфоровые фасетки). Второй вариант более приемлем, так как придает лучший эстетический результат.
Материалом для мостовидных протезов служат сплавы золота, сплавы на основе серебра и палладия с добавкой золота, нержавеющая сталь, фарфор и др.

Опорными зубами для мостовидного протеза являются зубы, пограничные с дефектом. Важна правильная клиническая оценка состояния пародонта и твердых тканей опорных зубов. В случае опасности функциональной перегрузки число опор следует увеличить. С помощью мостовидных протезов удается почти полностью восстановить утраченную функцию жевания, однако они имеют серьезные недостатки: функциональная перегрузка пародонта опорных зубов, необходимость их специальной подготовки, связанной с препарированием и, наконец, малая гигиеничность.

При оценке возможности функциональной перегрузки следует учитывать пути распределения напряжений, возникающих в мостовидном протезе. Из них наиболее важны следующие.
1. Давление, падающее на опорные зубы во время жевания, определяется усилием, необходимым для разрушения пищи.
2. Из двух опорных зубов большее напряжение испытывает тот зуб, ближе к которому разрушается пищевой комок.
3. Длина тела протеза влияет на нагрузку, падающую на отдельные опоры при глотании пищи (увеличивая ее), но не влияет на нагрузку при ее жевании.
4. Кривизна тела протеза увеличивает функциональное напряжение в опорных зубах в прямой зависимости от величины радиуса кривизны, так как при этом создается опрокидывающий момент.
5. Опорные зубы мостовидных протезов с односторонней опорой испытывают функциональную перегрузку вследствие опрокидывания и вращения тела протеза. Величина опрокидывающего и вращательных моментов является производной от жевательного давления и длины тела протеза.
6. Сокращение ширины жевательной поверхности зубов в вестибу-лооральном направлении уменьшает давление на опорные зубы, но для разрушения пищи требуется большее число движений нижней челюсти.
7. Мостовидные протезы, объединяя зубы в единую систему, осуществляют их стабилизацию (шинирование).
8. Крайние опорные зубы должны иметь одинаковую устойчивость. Если одна из опор имеет большую подвижность в вертикальном или трансверсальном направлении, то она превращается в фактор функциональной перегрузки.

Мостовидные протезы комбинированные. Протезы, в которых металл комбинируется с пластмассой или фарфором, образующими наружную облицовку, приближающуюся своим цветом к цвету естественных зубов и улучшающую внешний вид протеза. Наилучший эстетический результат достигается при применении фарфоровых фасеток, которые в противоположность пластмассовым сохраняют свой цвет. Мостовидные протезы могут быть как паяные, так и цельнолитые.

Мостовидные протезы металлокерамические. Состоят из цельнометаллического каркаса, представленного колпачками на опорные зубы и промежуточной частью, облицованного керамикой. Показаны при протезировании включенных изъянов зубных рядов у лиц старше 30—35 лет. Поскольку опорные зубы препарируются как под фарфоровую коронку, в молодом возрасте металлокерамический протез может быть наложен после удаления пульпы, что не всегда желательно. Протезы выгодны в функциональном плане, весьма удобны в эстетическом отношении и не обладают токсическим и аллергогенным действием.

Мостовидные протезы паяные. Мостовидные протезы, детали которых (коронки и тело протеза) вначале готовят отдельно, а затем спаивают. Они могут быть цельнометаллическими, комбинированными (металл, пластмасса, фарфор). Недостатками протезов являются, во-первых, возможная деформация при паянии; во-вторых, наличие припоя, отличающегося своим химическим составом от сплава, из которого сделаны коронки и тело протеза. В протезах из нержавеющей стали припой окисляется, приобретая черный цвет, что является серьезным нарушением эстетики; кроме того, окислы входящих в припой металлов токсичны; в-третьих, по линии пайки протезы часто разрываются.

Мостовидные протезы разборные (сочленовые). Мостовидные протезы, в которых одна из опор представлена коронкой, а вторая опорно-удерживающим кламмером, вкладкой, накладкой, кольцом и опирается на коронку, которой покрыт опорный зуб. Применяют при отсутствии параллельности опорных зубов, чаще всего при мезиальном наклоне вторых и третьих моляров на нижней челюсти.

Мостовидные протезы цельнолитые. Целиком отливаются на огнеупорных моделях по восковой репродукции. Могут быть цельнометаллическими и комбинированными. В последнем случае облицовочный материал покрывает вестибулярную поверхность тела и коронок мостовидного протеза. Опорные зубы для цельнолитых мостовидных протезов препарируют, как под литые коронки с уступом. Оттиск снимают с предварительным расширением десневого кармана и обязательно двойной. Это обеспечивает точное прилегание края коронки к уступу и тем самым уменьшает побочное действие края коронки на десну.

 

Логотип Национальной медицинской академии последипломного образования имени П.Л.Шупика

Русский