НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ П.Л.ШУПИКА

ИНСТИТУТ СТОМАТОЛОГИИ

КАФЕДРА ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Обращаемость населения в стоматологические учреждения

Обращаемость населения в стоматологические учреждения
Основной формой оказания стоматологической помощи населению, несмотря на введение участковости, цеховости и т. д., остается оказание по обращаемости. Правильная ее организация позволяет повысить объем и в определенной мере качество стоматологической помощи населению. Проведенные социологические исследования показали, что за счет недостатков в организации стоматологической помощи наблюдаются значительные потери времени населения на получение стоматологической помощи: в среднем расходуется от 1 до 3 ч на визит к стоматологу. Из них 3/4 времени уходит на дорогу в стоматологические учреждения и ожидание лечения, т. е. на непроизводительные потери.
Новые формы работы стоматологических учреждений (самозапись, запись по телефону и др.) позволяют несомненно оптимизировать стоматологическую помощь, повысить ее доступность для населения.
Специальные исследования показали, что значительная часть населения страны годами не обращается за стоматологической помощью. Так, трехлетнее изучение уровня и структуры обращаемости населения за стоматологической помощью свидетельствует о том, что за 3 года лишь 43,8% населения хотя бы однократно обратились за стоматологической помощью. Причем в течение одного года из трех обращается наибольшее число лиц (75,2%), в течение 2 лет 17,6% и трех лет - лишь 7,2%.
Основную массу (56,2%) населения составляли лица, которые ни разу не обратились за изучаемый период в стоматологические учреждения. Параллельно проводимые стоматологические осмотры показали, что из них действительно не нуждались в стоматологической помощи 38,7% (в том числе 16,7% - здоровые и 22,1% - санированные). Абсолютное же большинство (62,4%) составили лица, нуждающиеся в стоматологической помощи, но по тем или иным причинам не получившие ее.
Основной из причин по-прежнему остается низкая доступность стоматологической помощи. Из-за этого в структуре обратившихся за стоматологической помощью преобладают лица, испытывающие острую боль. Они же, как это нередко бывает, и не заканчивают лечение.
Согласно полученным данным, до 50% населения обращаются в стоматологические учреждения в свое рабочее время, нанося тем самым ущерб экономике страны.
Средняя кратность посещений по поводу лечения основных нозологических форм составила:

 
Диагноз
Среднее  значение
С учетом экспертной оценки
Кариес
0,84
0,86
Пульпит
2,11
2,0
Периодонтит
1,97
1,6
Пародонтит
8,14
9,0
Болезни слизистой оболочки полости рта
2,94
3,0
Периоститы, абсцессы и др.
2,19
2,0
Удаление зуба
0,88
0,88
 

Логотип Национальной медицинской академии последипломного образования имени П.Л.Шупика

Русский